Памятки для воспитателей ДОУ

Примерная структура и грамотная организация проведения ОД:
 
1.      Продолжительность ОД (четкое соблюдение САНПИН).
2.      Самоанализ (от целеполагания до…).
3.      Грамотно составленный конспект. (Цель всегда одна. Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать обучающую, развивающую, воспитательную направленность.)
(кто не в теме, обращаемся за макетом к старшему воспитателю ДОО).
4.      Всегда должно быть познавательное начало.
5.      Орг. момент 1-2 мин в начале ОД.
6.      Обязательная смена «рабочего места» воспитанников и вида деятельности в ходе занятия.
7.      Если ребенок в активном диалоге во время проведения ОД, необходимо грамотно завершить диалог, не останавливая ребенка, а переключая воспитанника.
8.      Заготовок для продуктивной деятельности во время проведения ОД должно быть больше, чем воспитанников.
9.      Важен не только результат деятельности воспитанника в ОД, а удовлетворение процессом и итогом работы у ребенка и хорошее настроение.
10.  Анализ выполненных воспитанниками работ (старшего дошкольного возраста) обязателен, не обсуждение работы, а анализ.
11.  Продумать, как и где (именно в групповом пространстве) по окончанию ОД выставить работу ребенка (ребенку работа очень дорога).


Формы и приемы организации образовательного процесса





Подсказка – помощь для календарно – тематического планирования воспитательно – образовательной работы (составляющие плана ежедневной работы воспитателя в группе) в соответствии с ФГОС ДО





Памятка  «Составление конспекта НОД»

При постановке цели и задач непосредственно образовательной деятельности необходимо помнить: 
Цель всегда одна. 
Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать 
образовательную, развивающую, воспитательную направленность. 
При этом самих задач может быть более трех.
 1.Формулирование образовательных задач должно отвечать этапам развития психических процессов, речевых умений и навыков, возрастным программным задачам, современным требованиям ФГОС по реализации задач образовательных областей. Их обязательно начинать с глагола. Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД планируется: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый; от вида НОД: комплексная, интегрированная, традиционная; и т.д. Образовательные задачи направлены на вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, на организацию индивидуальной и групповой формы деятельности детей, на выявление умений и способностей детей работать самостоятельно по теме НОД. 
Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания с позиций современных принципов организации речевого развития в свете ФГОС: 
1. расширить знания о.. 2. обогатить представлениия детей о предметах и явлениях окружающего мира, 3.закрепить, уточнить, обобщить, систематизировать, совершенствовать и т.д. ( какие-либо программные знания, умения, навыки), 4.«Актуализировать знания детей о …» -«Создать условия для получения детьми знания о …» -«Мотивировать детей к самостоятельному изучению.. -«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …» -«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения» -«Стимулировать детей к…» 
Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и итогового характера: 
1.«Актуализировать знания детей о …» -«Закрепить в самостоятельной деятельности умение... -«Дать возможность применить на практике полученные знания о…» 2.«Расширить знания детей … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности» -«Содействовать усвоению.. ……. овладению….. 
Примерные формулировки развивающих задач НОД: 
Развивающие задачи направлены на развитие высших психических функций,(мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания, на развитие интереса к предмету разговора, на развитие творческих способностей, поисковой активности, на развитие стремления к новизне. Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой педагог хочет поработать, или ее компоненты, надо сделать выбор глагола: - если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов, «начать работу по развитию…» и т.д. - если функция недостаточно сформирована, необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор глагола будет следующий 
«продолжать развивать …», : «продолжать формировать…», «совершенствовать …» и т.д. -«Развивать умение логически излагать..» -«Развивать слуховое внимание при определении слов со звуком….. -«Способствовать развитию плавности речи… -«Продолжать развивать умение ….. -«Продолжать развивать - 
Примерные формулировки воспитательных задач НОД:
 Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы. Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым педагог работает, будет сделан выбор глагола: - если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» и т.д. - если качество (свойство) недостаточно сформировано либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий - «продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …» и т.д
При планировании хода непосредственно образовательной деятельности необходимо помнить: НОД должна включать в себя следующие основные этапы:
 - организационный момент; 
 - актуализацию имеющихся знаний; 
 - сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), 
для того, чтобы мотивировать детей к активной деятельности в ходе образовательного процесса; - сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера НОД); - итог НОД. Включение выделенных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности. В ходе НОД надо помнить: В любой момент дети могут предложить педагогу такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в плане. Нельзя упускать ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намного лучше. Не торопите детей с ответами!!!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из – за неправильно заданного вопроса, а не от незнания. Никогда не задавать вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно. Не спешить отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент. Можно спровоцировать детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем –то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого – нибудь») Спросите меня!» 
При подведении итога НОД надо помнить:
 Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия. «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д. Использовать больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д. Не хвалить каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечать конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как надо перейти через речку героям в твоей сказке..», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет говорить», «Марина замечательно выполнила трудное заданиесоставила свою сказку…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д.


Памятка  «Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к совместной деятельности?»
Шаг 1
Выберите обращение к ребенку (детям), из предложенных ниже или придумайте свое

Дети, раннего возраста
Дети дошкольного возраста

Цыплята

Знайки и  умейки
Зайчата
Юные друзья
Крошки
Умники и умницы
Богатыри и дюймовочки
Девчонки и мальчишки
Рыцари и  принцессы
Почемучки
Дочки и сыночки
Богатыри и дюймовочки
Девчонки и мальчишки
Дочки и сыночки
Солнышки
Рыцари и  принцессы

ВАЖНО:
соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!!!

СОВЕТ:
при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение «МОЙ», «МОЯ», «МОИ»

Шаг 2

Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»


Ø Кто сегодня хочет стать волшебником (мореплавателем, космонавтом, исследователем и т.д.)?
Ø Мы сейчас будем с Машей (или другим ребенком) играть, рисовать, читать и приглашаем всех  желающих присоединиться к нам.
Ø Педагог  в импровизированный мегафон (свернутый в «трубочку» лист бумаги, сложенные руки и т.д.) произносит призывные слова.
- Внимание! Внимание!  Срочно отправляемся на прогулку!
- Срочно требуется помощь!
- Открывается мастерская! и др.
Ø Кто меня видит – топните ножкой,
Ø Кто меня слышит – хлопни в ладошки!
Ø Раз, два, три – все ко мне скорей беги!
Ø Раз, два, три, четыре, пять – будем весело играть!
Ø Руки вверх поднимай скорей, чтобы было веселей! Вот это да! Сколько много у нас ребят! А эти ребята любят играть?
Ø Кто любит мультфильм….. (название популярного или любимого в данной группе детей мультфильма) подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня  ДЛЯ ВАС есть интересное предложение!
Ø Очень хочу с вами посекретничать……
Ø Интересно,  кто отгадает, что у меня в волшебной коробочке?...
Ø Педагог вносит предмет (микроскоп, мяч, гимнастическая палка и т.д.) как сюрпризный момент.
 - Кто знаком с эти предметом? Ого! Нас много (мало)!
- А интересно, кто знает, для чего он нужен? Спасибо!

В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос

В случае если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос и перечислили варианты

- Хотите узнать? А что нужно делать, когда хочешь что-то узнать?
- Хотите, я покажу вам еще одну веселую (классную, прикольную) игру с ………? (назвать предмет)?

Ø При утренней встрече детей  педагог приклеивает к одежде ребенка  сигнальный значок (кружок, звездочка, солнышко и т.д. из оракала) со словами:
- Разреши, я прикреплю к твоей одежде такую интересную штуку? Для чего она нужна - узнаешь позже! Это – сюрприз!  Сегодня у нас будет интересный день!
Затем, в удобный момент педагог обращается к детям:
- Приглашаются ребята на солнечную полянку  и звездную полянку! Подумайте, друзья, кого из вас на какой полянке ждут!
- На солнечной полянке сегодня праздник урожая…..
- На звездной полянке сегодня……

Памятка «Как   мотивировать детей, чтобы  они  САМИ  захотели с вами играть?»

1. Создать проблему
Ø - Ребята! Отличная новость! Завтра к нам в гости придут наши соседи - ребята из младшей группы. Как нам их встретить? (выслушать варианты)

- Я точно знаю, что эти ребята любят смотреть театральные представления…. (дождаться предложений детей сделать постановку)

- Отличная идея! Их воспитатель однажды мне говорил, что дети очень любят сказку ….. (назвать сказку, которую воспитанники Вашей группы точно не знают и дождаться, когда реплик «А мы такой не знаем»)

- Это проблема? Как можно узнать, если чего-то не знаешь? (дождаться от детей, предложения изучить эту сказку и так далее ……..)

2. Подключить органы чувств 
Ø Звучит  музыка, между детьми  и педагогом начинается диалог.

- Девчонки и мальчишки, вам нравится музыка?  

В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос
В случае если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос

           Какая музыка                                            О чем  вы думаете,
            нравится тебе?                                  когда слышите эту музыку? 

- Чем бы вам хотелось заняться, слушая её?

- А теперь под звуки этой музыки я предлагаю вам этим заняться!

- Что необходимо будет тебе, Катюша,  для этого? А тебе, Иван?

3. Провоцировать

Ø В зимний период года дети собираются на прогулку.
-Ребята! У меня для вас замечательное предложение -  верхнюю одежду, шапки и перчатки на прогулку не надевать (выждать паузу, вопросы детей). 
- Надевая всю эту одежду, мы потратим  много времени, и наша прогулка сократится…. (ответы детей)

- Что же произойдет, если мы не наденем  эти вещи? (ответы детей)

- Что вы предлагаете сделать?

4. Просить помощи

- Мои юные друзья! Ваши родители обратились к нам с просьбой….. (дождаться вопросов детей)

- Они просят снять фильм о нашей жизни в детском саду. Главными героями этого фильма будете вы.

- Как вы думаете,  что мы можем представить в этом фильме?

- Как нам это сделать?


Ø - Дорогие мои друзья, в нашем детском саду (городе, царстве – государстве,  и т.д.) произошла неприятность (выдержать паузу, дождаться первого вопроса детей, сообщить что случилось).

    - Что будем делать?

Памятка  «Как быть, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность, которая уже начата (завершается) ?»
Шаг 1
Ответьте для себя на следующие вопросы:
1.     Вам важно, чтобы ребенок  НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ,  не почувствовал себя лишним и ненужным?
2.     Вам важно, что ребенок  все же захотел играть вместе с вами?
3.    Вам важно показать поведенческий пример для своих воспитанников?


Если Вы ответили утвердительно, на эти вопросы, то переходите  шагу № 2

Если Вы ответили отрицательно, хоть на один из вопросов, задумайтесь, а правильно ли вы выбрали профессию

Шаг 2
Примените одну из предложенных речевых «формул» или придумайте собственную:

1.     «Ой, как здорово! К нам присоединился Миша!  Давайте расскажем ему, чему мы занимаемся (занимались). Хочешь с нами?»
2.     «Мне очень приятно, что Катюша захотела с нами играть! А вам, друзья?»
3.     «Я вижу, тебе тоже стало интересно узнать…»
4.     «Ты пришел нам помочь? Как вовремя!»
5.     «Посмотрите, какая увлекательная игра у нас получилась, что даже Ванечка отложил все свои дела и присоединился к нам.  Мы на это надеялись и приготовили для тебя необходимый материал»
6.     «Маша пришла! Нам как раз тебя не хватало! Присоединишься к нам?»
7.     «Верочка, мы с ребятами очень рады тебя видеть! К сожалению, мы уже заканчиваем лепить (рисовать и т.д.),  но очень хотим тебя попросить помочь нам это оформить. Сможешь?»

ВАЖНО:

Ø иногда хватит одного Вашего взгляда, чтобы, не смотря на все слова, сформировать у ребенка ощущение, что он помешал и здесь не нужен!

Ø иногда хватит одного Вашего взгляда, приглашающего ребенка в игру, чтобы малыш отказался от своего первоначального намерения и присоединился к вашей деятельности.


Памятка  «Как лучше поступить, если ребенок отказывается от деятельности?»

Шаг 1

Выберите обращение к ребенку (детям), из предложенных ниже или придумайте свое

Дети, раннего возраста
Дети дошкольного возраста

Цыплята

Знайки и  умейки
Зайчата
Юные друзья
Крошки
Умники и умницы
Богатыри и дюймовочки
Девчонки и мальчишки
Рыцари и  принцессы
Почемучки
Дочки и сыночки
Богатыри и дюймовочки
Девчонки и мальчишки
Дочки и сыночки
Солнышки
Рыцари и  принцессы

ВАЖНО:
соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!!!

СОВЕТ:
при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение «МОЙ», «МОЯ», «МОИ»

Шаг 2

Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»
Ø Ты можешь заниматься сейчас чем хочешь, но помни, у нас есть правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»
Ø Подумай немножко, посмотри на нас и может тебе захочется быть с нами. Договорились?  (можно даже пожать руки в знак партнерских отношений)
Ø А как же мы без тебя, ведь мы так на тебя рассчитывали, только ты можешь нам помочь в ……….(игре, ситуации, на прогулке)!
Ø Тогда у тебя будет ответственная роль, ты будешь……..(педагог называет любую роль, соблюдая полоролевой принцип). Что тебе для этого нужно? Только помни наше правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»
Ø  А тебе не будет скучно одному?
Ø  Как жаль, что ты не узнаешь...
Ø  А ты не хотел бы помочь (указать кому)…
Ø  А вдруг твой совет окажется самый  важным?…
Ø  А как же мы без тебя справимся?
Ø  А может быть, ты присоединишься к нам позже?
ВАЖНО:
понимать, что если детей, желающих принять на себя данную роль,  окажется несколько или большинство, то педагогу надо будет переключиться в другое мероприятие, подхватывая детскую инициативу!

Ø Подумай, что тебе мешает присоединиться к нам? Ты можешь вернуться к этому позже?
В случае если ребенок дал отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос

В случае если ребенок дал положительный ответ на выше обозначенный вопрос

- Тогда узнай что-то новое сам, а потом нам расскажешь!
- Хочешь узнать, что мы будем делать с ………? (назвать предмет)?

Ø Педагог предлагает ребенку импровизированный рюкзачок
- Тогда ты мне можешь мне помочь, собери в него все интересные дела, какие  только у тебя есть! А потом мы вместе, если ты захочешь, покажем их всем ребятам! Ты можешь взять любые материалы, если они тебе понадобятся. Договорились?  (
СОВЕТ: в знак скрепления  партнерских отношений можно  пожать руки




Комментариев нет:

Отправить комментарий