Речевые формулы



«Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями.



Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?

- Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и… 
- Спасибо,  что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это  будет удобно нам с  Вами….
- Я уважаю Ваше мнение, и в то же время  вижу эту ситуацию с другой стороны…., а как Вы видите выход из этой ситуации…, что мы можем предпринять?... (дождаться первого предложения от родителя)
- Нам это важно, давайте подумаем, как  нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем…..

Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?

Универсальные:
- Только Вы……. в этой ситуации можете нам помочь
- Как замечательно, что Вы подошли…..
- Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам…..
- Я знаю, что только Вы справитесь, потому что…….
- Только Ваши знания и  родительский (педагогический, жизненный) опыт могут нам помочь……
- Нам очень нужна именно Ваша помощь……

К родителю:
- Только Ваши знания и  родительский  опыт могут нам помочь……

К руководителю:
- Зная Вашу компетентность, я именно к Вам обращаюсь за помощью….

К коллеге:
- Вы уже работали по этой теме, мне нужен Ваш профессиональный совет…

Как утешить?
-  Все будет хорошо, я (мы) постараемся Вам помочь…..
- Я вам сочувствую, Вы можете рассчитывать на нашу помощь…
-  Давайте будем надеяться на лучшее! У меня тоже была похожая ситуация и…..

Как извиниться?

- Извините, возможно,  я не правильно высказала свою мысль…
- Я прошу прощения, что так произошло….
- Приношу свои извинения, это была случайность….
- Прошу Вас меня извинить за то, что……надеюсь……
СОВЕТ: Простые подсказки в непростых ситуациях

Ситуация: Родители систематически приводят ребёнка в дошкольное учреждение с опозданием

Шаг 1:  аккуратно выяснить причину опоздания. Например:
- Я волновалась, что вас так долго не было….Ничего серьезного, надеюсь не произошло?

Шаг 2:
Показать как важно и значимо для ребенка участвовать в режимных процессах. Для этого предлагаем несколько речевых «формул»

- Вы знаете, насколько режимные моменты важны для положительного эмоционального  состояния и формирования самостоятельности Вашего малыша…
- Я понимаю как Вам трудно, и все-таки очень бы хотелось,  чтобы… Давайте поможем ребёнку вместе…
- Я Вас понимаю, Ваши проблемы и сложности, но давайте подумаем еще и о Вашем ребёнке….
 
Ситуация: Родитель просит не выводить ребёнка на прогулку

- Ваше беспокойство понятно мне, однако мы работаем в определённом режиме…
- К сожалению, я не могу выполнить Вашу просьбу, потому что……..
- Мне очень жаль, но я вынуждена Вам отказать……. 
- Очень хотелось бы вам помочь, но,  к сожалению это невозможно, потому что….
- Я Вас услышала – здоровье ребенка – прежде всего! Полностью с вами согласна, и именно поэтому мы следим, чтобы во время прогулки ребята были одеты по погоде, создаем условия для их движения и других интересных занятий…..






Речевые «формулы» оценивания

Кому адресовано
Похвала
Порицание
Всем вместе
- Вы сегодня порадовали меня (результатами, поведением и т.д.)
- Поработали от души, но хотелось бы (кто-то) был поактивнее. Но как вы думаете, кто был самым активным?
- Какие молодцы! (Если 100% успех)
- Вы сегодня просто герои (победители)! Такие целеустремленные…
- Вы сегодня показали, какие вы доброжелательные… (при оценивании коллективной деятельности) Я горжусь вами!
- У вас хорошо получается!
- Замечательно! Мне нравится ваша реакция…
- Мне понравилось, как вы справились с заданием.
- Я вам благодарна за ваше настроение!
- Сегодня мы с вами сделали очень много…
- Наша работа сегодня была очень полезной. Как вы думаете в чем (чем)?
- Многие из вас работали  хорошо. Как вы думаете, кому постараться (доделать, переделать) эту работу в следующий раз?
- Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?
- Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?
- Ваш поступок привел меня в восхищение!
- Мне кажется, вы можете сделать лучше.
- Работа была очень трудная (сложная), поэтому нам кое-что не удалось…. (но многое у нас получилось)
- Я огорчена тем, что плохо покушали (сильно кричали)
- Я расстроилась из-за вашего поступка…
- Как вы думаете, почему я расстроилась?
- Я не ожидала такого вашего отношения ….
- Я рассчитывала на другой результат…
- Как вы думаете, почему сегодня не все участвовали?
- Я считаю, что вы умеете лучше. А что вам помешало? …. Погода? ….Плохое настроение?
- Как вы считаете, вы справились со своим заданием? Только честно!
- На сколько аккуратно (красиво, верно) вы справились со своим заданием? (указать критерии «на сколько»)
- Ребята, а как вы думаете, для чего вы так поступили?
- Как вы думаете, почему мы мало сделали?
- Работа была очень трудная (сложная) поэтому нам кое-что не удалось…

Мальчикам
- Что у тебя не получилось сегодня на твой взгляд?
- Ты сегодня герой дня!
- Как ты сегодня смело поступил!
- Ты сегодня был очень отзывчив!
- Ты сегодня совершил мужественный поступок!
- Замок из пластилина, который ты сделал, такой красивый!
- Я вижу, что ты сам…. (сделал какие то действия)
- Ты сегодня не позволил обидеть девочку. Ты показал, что ты хороший и смелый мальчик!
- Ты настоящий: герой,  рыцарь, защитник!
- Я тобой горжусь, ты сегодня ….
- Я думаю, в следующий раз у тебя обязательно получится….
- Ты настоящий художник (поэт, строитель)!
- Ты очень любознательный!
- Ты настоящий капитан!
- Какой же ты сегодня джентльмен!
- В чем бы ты мог сегодня быть смелее? И почему?
- Я считаю, что ты не очень хорошо себя вел (указать определенную ситуацию)
- А как ты считаешь, как надо было поступить в этом случае?
- Я огорчена, ведь я знаю что ты можешь вести себя по-другому…. (что ты можешь быть настоящим другом).
- Мне кажется, твой поступок не очень красив…
- Ты можешь сделать лучше, когда захочешь (когда стараешься)….

Девочкам
- Какая ты у меня умничка!
- Какая ты хозяюшка. Как ты мне сегодня помогла!
- Твой рассказ меня тронул…
- Я вижу, что ты сегодня (старалась….)
- Ну как? Тебе понравилось (что ты сделала)? Мне – очень!
- Как хорошо, что ты  помогла своей подруге!
- Настоящая принцесса, красавица, звездочка…
- Какая ты сегодня эмоциональная!
- Ты сама это сделала?
- Ты умница, ты сделала здорово!
- Ты настоящий стилист (врач, учитель и т.д.)!
- Твоя скромность очень украшает тебя!
- Ты волнуешься напрасно, у тебя все получается….
- У тебя сегодня настроение как у погоды! Нежное и солнечное…
- Не переживай! В следующий раз получиться лучше! Что тебе нужно для этого?
- Ты у меня самая лучшая помощница!
- Ты всегда такая опрятная…. Разве тебе не хочется исправить это?
- Ты всегда такая аккуратная, но что сегодня случилось?
- Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (помогла своей подруге) А могла бы?
- Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (бросила фантик на землю) А могла бы его не делать? А если тебе захочется в следующий раз так сделать, о чем ты подумаешь?



Комментариев нет:

Отправить комментарий